Просопографическое исследование
Преподавательского состава
Тульского Механического Института

Логотип

История Тульского механического института

Создание Тульского Механического Института и его место в системе высшего образования Тульской области

Создание института пришлось как раз на то время, когда шли организационные перестановки в управлении высшем образованием. Как раз на рубеже 1929 и 1930 годов высшее образование было выведено из юрисдикции Наркомпроса, и теперь им управлял ВСНХ СССР и отраслевые наркоматы. Отчасти данные проблеме отразились и на структуре будущего института.
Для того, чтобы организовать институт необходимо было решить ряд вопросов:

Естественно, что будущий институт должен был стать высшим техническим учебным заведение, это обусловлено и временем его создания, и тем, что в Туле на тот момент имелось развитое машиностроение и металлообработка. Планировалось, что в новом вузе будет три факультета: механический, химический и горный. Однако в постановление Президиума ВСНХ СССР от ноября 1929 года говорилось, что в «Туле следует создать институт, основой которого станет машиностроительный факультет». Нужно сказать, что вплоть до открытия института вопрос о его структуре стоял очень остро, местные власти высказывались за политехнический профиль будущего вуза, но в 1929-1930 годы это было невозможно, так как страна встала на путь формирования отраслевой системы высшего образования, а, как мы уже знаем, эта система позволяла связать институты с производством и решить ряд прикладных проблем того времени.

Окончательно вопрос о профиле института был решен 28 июня 1930 года, когда Главпромкадр ВСНХ СССР издал приказ № 109, второй пункт которого гласил: «Тульскому втузу, организуемому на основании постановления СТО (Совета Труда и Обороны) от 30.04.1930 года, присвоить название «Тульский механический институт» . Так что днем рождения Тульского Государственного Университета можно считать 30 апреля 1930 года. Необходимо отметить, что институт создавался в системе механико-машиностроительного учебного комбината, куда также входили высшие технические курсы, дневной и вечерний механические техникумы.

Позднее еще одним постановлением Главпромкадра устанавливались четыре специальности: холодная обработка металлов, горячая обработка металлов, инструментальное производство и станкостроение.

В 1929 году вопрос с размещением института все еще оставался открытым. В 1930 году администрация города передала во временное пользования здания 2-й образцовой средней школы по улице Менделеевской (ныне корпус педагогического университета) и Дома работников просвещения по ул. Пирогова, а для лабораторий выделялось здание бывшей Никитинской церкви на углу улиц Менделеевской и Свердлова. В этих зданиях был проведен ремонт, аудитории и лаборатории были оборудованы необходимым инвентарем.

Одной из главных проблемы оставалось финансирование, даже не смотря на то, что на организационно-хозяйственные вопросы было выделено 100 тысяч рублей из местного бюджета, этих денег было недостаточно. Фактически, каждая копейка была на счету.

В январе 1930 года была организована делегация для поездки в Москву, целью поездки было решение вопроса финансирования будущего вуза. В результате этой поездке последовало решение Госплана СССР и ВСНХ о выделение 300 тысяч рублей из резервного на создание втуза в Туле. Однако, данное решение носило рекомендательный характер и поэтому на практике деньги так и не поступили.

И все-таки 30 апреля 1930 года Совет Труда и Обороны решил вопрос о финансировании – на организацию и строительство института было выделено 300 тысяч рублей.

Оставалось определиться с количеством студентов и преподавателей. Еще на начальных этапах работы по созданию института, когда не была закреплена его структура, предполагалось, что всего будет обучаться около 2 тысяч студентов, как предполагал Тульский окружком партии, но Президиум ВСНХ предложил сократить количество студентов до 800-900 человек.

В газете «Коммунар» было опубликовано объявление о начале приемной комиссии, или как ее тогда называли – «вербовочная комиссия».

Постановлением Коллегии Главпромкадра определялся контингент студентов всех трех курсов (институт создавался с трехлетним сроком обучения) института – 1000 человек. На первый курс следовало набрать 240 человек. По специальностям они распределялись следующим образом: «Инструментальное производство» - 80, «Холодная обработка металлов» - 60, «Горячая обработка металлов» - 40, «Станкостроение» - 60 человек.

Однако на первый курс было зачислено 254 студента, данное превышение объясняется тем, что с заводов были присланы для прохождения обучения парттысячники.

В книгах, посвященных истории института приводится статистика по поводу первого набора студентов:

«В числе 235 студентов, первоначально зачисленных на первый курс, рабочие и крестьяне составляли 79 процентов; 49 человек, или 21 процент от общего числа, – женщины. Только шесть человек из 235 не имели стажа работы на предприятиях. Более половины студентов имели стаж свыше пяти лет, а 10 человек – 15 – 20 и более лет. Средний возраст принятых - 28 лет.

Коммунисты составляли 44,6 процента общего числа первокурсников. Подобного набора по возрасту, жизненному опыту, партийности не было за всю историю института. Юноши и девушки до 20 лет составляли лишь около четверти набора. Большинство их – дети рабочих и крестьян».

Одной из причин того, что институт не удалось открыть 1 сентября 1930, является кадровый вопрос. Так как на тот момент в Туле не существовало никаких высших учебных заведений, способных предоставить преподавателей для нового вуза, организаторы будущего механического института обратились в Главпромкадр ВСНХ СССР, а также в московские институты, посетили Высшее техническое училище им.Баумана, станко-строительный институт и ряд других.

В результате они смогли привлечь для работы в Тульском институте ряд московских преподавателей-профессоров: В.И.Живаго, И.В.Станкевич, Л.Б.Соколов, Ф.К. Герке, В.Н.Депутатов, С.П.Фиников. Конечно, помимо московских профессоров, на работу в институт пришли преподаватели техникумов и рабфаков, а также инженеры с тульских заводов. Всего около 30 человек, среди которых были Д.В. Богородицкий, М.Н. Ижевский, А.Д. Щербаков, А.А. Чернов, А.И. Чистяков, В.А. Протасов, С.Н. Назаревский, А.К. Купффер, Э.М. Лава, Д.Р. Тяпкин, А.М. Барташевич.

Первое занятие – лекция по химии профессора Герке – состоялось 1 октября 1930 года в здании на Пироговой улице. Кстати, помимо Тулы, примерно в это же время высшие учебные заведения появились в таких городах как Владикавказ, Иркутск, Астрахань, Краснодар, Сталинград, Кострома, Новосибирск, Архангельск, Брянск, Красноярск, Воронеж.

Для Тулы на тот момент это было первый и единственный вуз, так что именно он был ответственен за обеспечение тульских и московских заводов и  других промышленных объектов квалифицированными инженерами. В 1932 году в Тульском механическом институте открывается вечернее отделение, а в 1934 году появляется идея об открытии металлургического факультета. Однако позднее пришлось отказаться от нее, так как у института не было достаточных площадей для ее реализации. Причиной недостатка площадей стало то, что в 1933 году Тульский механический институт выделился из состава учебного комбината, который был упразднен. И вся учебно-материальная база была разделена между техникумами, рабфаком и институтом. Сотрудников и студентов ТМИ попросили покинуть здания Дома работников и 2-й образцовой средней школы. У института осталось только здание бывшей церкви на Менделеевской, поэтому ему пришлось «переселиться» в здание рабфака, что доставляло трудности и институту, и рабфаку.

Ситуация с преподавательским составом продолжала оставаться нестабильной, многие московские профессора покинули институт в 1933 году, и поэтому Наркомат тяжелой промышленности направил в Тулу новых преподавателей: В.Т.Ростова, С.А. Чунихина, В.П. Филатова. Участвовала в этом процессе и дирекция института, по ее приглашению в Тулу приехали А.И. Шиманов, И.Г. Пономарев, А.И. Лампси, Г.А. Карганов, Г.М.Лящук. А с заводов пришли инженеры и технологи: М.А. Мамонтов, Н.П. Коровин, П.К. Кобылин, В.Ф. Прейс, С.С. Петрухин, И.И. Мироненко, И.С. Дзюба.

Хоть и из-за развития отраслевой системы высшего образования научная деятельность отошла на второй план, все же делались попытки в создании новых методов и технологий, которые преимущественно носили не фундаментальный, а прикладной характер. Об этом может свидетельствовать тот факт, что институт в 1940 году выполнил 24 научно-исследовательские работы по «госбюджетной тематике», в которых принимали участие около 10 кафедр. Многие исследовательские проекты переросли потом в диссертации ряда преподавателей института.

Дирекция института стала заключать хозяйственные договора с тульскими заводами на выполнение различных производственных работ. По заказам заводов институтские лаборатории тратили много времени на испытание материалов и конструкций.

Разработка и апробация ряда научно-теоретических и прикладных работ создали предпосылки для проведения научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава. Первая такая конференция состоялась в 1939 году, а в следующем 1940 была проведена уже вторая конференция, где выступали такие преподаватели как А.И. Лампси, М.А. Мамонтов, И.Г. Пономарев и др. По результатам этой конференции в 1941 годы был выпущен сборник под названием «Труды Тульского Механического института». Помимо этого издания, статьи преподавателей были опубликованы в различных технических журналах «Оргинформация», «Новости техники», «Фронт науки и техники».

К тому же в конце 30-х годов некоторые преподаватели получили степень кандидатов технических наук.

Еще одним признаком повышения научного уровня в Тульском механическом институте стало издание собственных учебных пособий по векторной алгебре, аналитической геометрии, начертательной геометрии и другим предметам, планировалось выпустить до 1941 года около 16 учебников и пособий.

Преодолев ряд проблем, возникавших на пути становления и развития, институт был готов выпустить первых инженеров. Защиты дипломных работ начались 16 декабря 1934 года и продолжались вплоть до начала нового учебного года в 1935 году, многие тульские периодические издания, в том числе и газета «За трудовые кадры» – основное и единственное печатное издание Тульского механического института, публиковали на своих страницах информацию о ходе защит. Всего защищались около 170 выпускников, из них 14 отличников, среди которых были: Б.А. Барташевич, А. Б. Кондратьев, А. А. Котов, A. Б. Набелкин, Н. К. Остроумов, М. И. Пастухов, B. И. Полюбин, И. П. Ренне, К. Н Руднев, В. Н. Скворцов, Ю. С. Тихомирова, А. А. Троненков, В. И. Чуканов, Л. Б. Шейнин.. Некоторые из них остались работать в институте, а некоторые – построили хорошую карьеру в качестве инженеров-производственников и были награждены в советское время различными наградами.

Как мы можем заметить, процент отличников был невелик, всего лишь 8 %, от общего числа всех выпускников, однако, если вспомнить, что в первом наборе было 254 студента, то цифра становится еще меньше. И получается, что примерно только половина выпускников «добрались» до защиты диплома. В литературе говорится, что на то были объективные причины, которые не уточняются. Возможно, это было связано с тем, что многие студенты работали и не успевали совмещать работу и учебу, но скорее всего дело здесь было в том, что многие из них не были подготовлены к учебе в вузе. Советская власть так стремилась привлечь крестьян и рабочих к высшему образованию, что упустила из виду фактор их слабой подготовки.
Тем не менее, выпуск первых специалистов был своего рода показателем успеха, так как в те годы, многие вузы закрывались, не проработав и даже пяти лет.

Во второй половине 30-х годов началось строительство зданий Тульского механического института: в 1936 году был заложен 1-ый учебный корпус, в июле 1938 года – 2-ой учебный корпус, а в конце 1938 года – общежитие института (сегодня это 3-ий учебный корпус), правда, их строительство завершилось уже после 30-х годов.

Видоизменилась специализация института. В 1937 году специальность «горячая обработка металлов» была закрыта, взамен были введены две машиностроительные специальности, тогда же в 1937 году были образованы механический и машиностроительный факультеты, это были первые факультеты в Тульском механическом институте.

Создание факультетов также отразилось на структуре института. Специальности «холодная обработка металлов» и «Инструментальное производство» были объединены в одну, которая стала называться «Станки, инструменты, технология машиностроения», тогда же была образована кафедра технологии машиностроения. Многие студенты были переведены с «холодной обработки металлов» на машиностроительные специальности.

Наработанный опыт в сфере управления институтом позволил выпустить приказ №31 по институту от 7 февраля 1940 года, «разграничивший сферы деятельности и обязанности всех руководящих работников вуза: директора, его заместителя, начальника учебной части, деканов, заведующих кафедрами и др. «Для большей оперативности в ру­ководстве, осуществления принципов единоначалия,— говорилось в приказе,— приказываю моему заместителю по научной и учебной работе передать все оперативные дела и регулирование учебной деятельности по специальным кафедрам деканам соответствующих факультетов, и общие кафедры — начальнику учебной части».

Однако, безусловно, самым значимым событием для института в 1940 году стало его десятилетие, к этому моменту около 700 выпускников получили диплом Тульского механического института.

В институт поступило огромное количество телеграмм и благодарственных писем, в которых представители различных учреждений и производств выражали свое уважение Тульскому механическому институту. Показателем результата первых десяти лет деятельности института выступало то, что многие выпускники стали серьезными управленцами и производственниками. И как бы высокопарно не звучала фраза из книги «Кузница трудовых кадров»: «За десять лет существования институт твердо встал на ноги, прочно занял видное место в шеренге ведущих технических вузов страны», институт действительно справился со многими трудностями, стоящими на его пути.

Вверх

Контакты
id Вконтакте id facebook e-mail Gmail.com e-mail yandex.ru
Автор сайта - Dandwine ©
Hosted by uCoz